Посадить сад или отправить в путешествие: как вовлечь подростков в социокультурные проекты

Фото: kevin laminto / Unsplash

Агентство социальной информации (АСИ) поговорило с экспертами о связи территории и самореализации и собрало успешные кейсы, в которых подростки становятся соучастниками культурных и социальных изменений. 

Человек и территория

Дети младшего возраста, примерно до 12 лет, сами оказывают влияние на место, а не оно на них, рассказывает АСИ Дмитрий Рогозин, директор Центра полевых исследований Института социального анализа и проектирования РАНХиГС. Любое место дети могут «раскрыть» перед родителями, соседями или друзьями с лучшей стороны: в месте, где живут, они видят красоту. 

«Эта красота может быть на помойках, в лесу, в оврагах, где угодно, если мы говорим о сельских территориях. В больших городах тоже: в торговом центре, на какой-то площади или даже на лавочке. Для взрослого человека это что-то скучное и убогое, а для маленького — “археологические раскопки”», — говорит Дмитрий. 

Так дети придают смыслы местам, поэтому до определенного возраста им не важно, на какой территории они родились. Более того, воспоминания о местах, где проходило детство, остаются с человеком на многие годы. После 12 лет подростков начинают учить «присматриваться» к взрослой жизни, давят тем, что им нужно думать, куда поступить после школы.

Фото: Chad Stembridge / Unsplash «Выксунизация» и социокультурное проектирование — как фестиваль меняет городскую среду Подробнее

И те детские приоритеты, по словам Рогозина, часто под давлением взрослых подростки начинают менять, и тогда возникает чувство неудовлетворенности местом, в котором он живет. На это чувство во многом влияет и отношение других людей к месту: если они его не любят и не считают хорошим, по-своему красивым, это будет передаваться взрослеющему подростку. 

Часто неравенство подростков из сельских территорий и больших городов объясняется развитостью инфраструктуры. Но, по мнению Рогозина, это не означает, что нужно бросать все средства на развитие инфраструктуры. Ведь можно «поставить два камня» и профессионально играть в футбол, а можно при огромном стадионе заниматься на нем ерундой. 

Как социокультурные проекты влияют на подростков

Социокультурные подходы становятся востребованными не только в учреждениях культуры, рассказывает АСИ Инна Прилежаева, исполнительный директор Ассоциации менеджеров культуры. Их аналитика в разных проектах показывает огромную увеличивающуюся пропасть между запросом подростков и тем, что может предложить культурное учреждение.

В сентябре завершилась двухмесячная проектно-образовательная лаборатория «От привлечения к вовлечению», которую организовали Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко и Ассоциация менеджеров культуры. Во время лаборатории разрабатывали эффективные тактики и стратегии работы с детской, юношеской и молодежной аудиториями. Слушателями открытого лектория лаборатории стали 900 человек из 70 регионов страны.

Более подробно о работе лаборатории можно узнать на ее сайте, где собраны полезные материалы, дайджесты, записи публичных событий.

«На практике сделать так, чтобы подросток был субъектом всей нашей работы, очень сложно. Мы не всегда можем найти правильный язык, отказаться от собственных рамок», — отмечает Прилежаева. 

Часто эти рамки определяют, что будет в проекте, и диктуют, что станет интересно подросткам. Но дети и сами могут стать соучастниками и носителями идей и ценностей. 

Люди, меняющие мир малых городов и сел Подробнее

В определенном возрасте у детей возникает потребность в осознании себя как личности, которая может принимать собственные, не навязанные решения. В этом и может помочь участие в социокультурных проектах. Это помогает подростку получать новые переживания и строить отношения и к другим, и к месту, в котором он живет, говорит Инна, и это очень важно. 

Как раскрыть чувства подростков 

У городского историко-краеведческого музея города Полярного (Мурманская область) еще в 2020 году начались проекты, в которые вовлекали подростков, рассказывает Анастасия Князева, заместитель директора музея. 

Полярный — маленький город. Особого молодежного пространства там нет. Дети и подростки в основном проводят время в магазинах. 

В первый раз подростков привлекли к чисто краеведческому проекту «Ход времени». Там создавали аудиогиды по городу, и к участию приглашали подростков, которые учились в журналистской школе. В итоге участники проекта даже сняли серию видеофильмов о разных местах города. С такой аудиторией проблем не возникало, рассказывает Князева. 

«В такой работе самое главное, чтобы подросток изначально видел, что его работа принесет какой-то значимый результат. В подростковом возрасте важно осознание, что тебя замечают среди других», — считает Анастасия. 

Во втором проекте в 2021 году подростки вместе с мурманскими художниками создавали арт-объект: разукрашивали лодку. Перед участниками стояла задача изобразить городские достопримечательности. А пока учились пользоваться балончиком, разрисовали все подсобные помещения музея, рассказывает Анастасия. 

Фото предоставлено музеем Полярного

Группа на этот проект набралась буквально по сарафанному радио. И это действенный метод, считает Князева: если одному подростку что-то понравилось, об этом обязательно узнают его друзья и знакомые. 

На время реализации проекта «третьим местом» для подростков стал краеведческий музей, где они проводили очень много времени. И это тоже важно: чтобы работать с подростками, для них нужно создавать безопасное пространство. В музее был чайник для чая, печенье, свободная атмосфера. Но не без правил. Правила, говорит Анастасия, важно обозначить в самом начале: и это не только «поел — убери за собой», но и уважительное отношение к другим.

К третьему проекту в музее захотели привлечь к работе подростков, которые сами бы этого никогда не сделали. Так появился проект «Городское расследование», арт-резиденция для художников и подростков, в том числе из группы риска. Участников нашли через комиссию по делам несовершеннолетних и социальных педагогов. И пришли они, потому что им сказали явиться в приказном порядке, а еще — эта встреча была вместо какого-то урока. 

В проекте им нужно было рассказать художникам о своих любимых и нелюбимых местах в городе, чтобы те смогли его почувствовать. В результате они все вместе создали выставку «Смешанные чувства». Экспонаты на ней — призмы с рисунками и текстами. На трех сторонах призм описаны взаимоотношения с городом, близкими людьми и самим собой.  

«Подросткам в тот момент особенно понравилось, что кто-то, возможно, впервые заинтересовался их мыслями и чувствами», — рассказывает Анастасия. 

Фото предоставлено музеем Полярного

После они создали путеводитель по выставке, где объясняли, о чем она. Получилось, что подростки делились очень сокровенными вещами: и про буллинг, и про сложности с родителями, и про взаимоотношения друг с другом. И это при том, что в маленьком городе все друг друга знают. 

Как растрогать бабушек

У Фонда развития малых исторических городов есть проект «Дом Гумилевых». Дом находится в городе Бежецке Тверской области, рассказывает Юрий Щегольков, учредитель и генеральный директор фонда. Музей работает бесплатно. Он небольшой, занимает второй этаж купеческого дома, где раньше проживали Николай Гумилев, Анна Ахматова и Лев Гумилев. И там работает только один смотритель. Без волонтеров, говорит Юрий, там было бы невозможно существовать. 

Так возникло несколько волонтерских проектов, в которые вовлекали и школьников, и студентов. Первый — «Воссоздание яблоневого сада в Слепнево» — проходил на месте, где стоял дом Гумилевых, который потом перенесли в другое место. Остался только дуб с табличкой, что под ним творили великие поэты. 

Там решили воссоздать яблоневые сады. И позвали для этой работы школьников из Дмитрова, оплатили им проживание и проезд. Приехали порядка 40 подростков, а к ним присоединились школьники из Бежецка.  

«Они просто хотели приехать, им это было интересно. Это ведь путешествие. Из Дмитрова в другой город. Во-вторых, естественно они не сажали деревья целыми днями, после работы у них была экскурсия, культурная программа, поэтический вечер», — рассказывает Юрий. 

Фото предоставлено Юрием Щегольковым

В другом проекте при музее существует волонтерское сообщество из школьников старших классов. Они помогают музею в насущных бытовых делах, ставят театральные постановки, проводят экскурсии. За это им не платят, но приглашают в поездки — в Санкт-Петербург в музей-квартиру Льва Гумилева, в Калужскую область в парк «Этномир», в соседние города.  

Как волонтеры развивают территории: опыт России, Румынии и Армении Подробнее

Еще один кейс — студенческий. Юрий параллельно работает преподавателем в ВШЭ. По договоренности с университетом он смог привлечь своих студентов-магистров к проекту «Льняная дорога». Он посвящен городам, в которых когда-то было развито льняное производство. Оно было важным элементом культуры местных жителей. А теперь лен не производят. 

Так Юрий вместе со студентами выбрали десять городов, делали полевые и кабинетные исследования этих городов.

«Одно дело — слушать на лекциях про промысел. А другое — собрать букетики льна и подарить их местным бабушкам, например, смотрительницам музеев, в которых про лен ничего нет. И бабушки начинают рыдать, потому что лен был всей их жизнью», — говорит Юрий.

“И мои московские студенты, которые про малые города мало слышали, понимают, что затрагивают что-то серьезное. У них совершенно новая мотивация возникает: они понимают, что погибло что-то важное и его надо возрождать”, — заключает он.  

Дети и подростки действительно могут сделать место, в котором живут, лучше. И в этом совершенно не важно, где находится это место — в большом городе или в селе. Чтобы вовлечь подростков в социокультурные проекты, нужно сделать их соучастниками этих изменений, а не придумывать программу за них.

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть